наверх
г. Омск, Ул. Краснопресненская 4А
тел: +7(3812)38-07-46

А готов ли родитель?...

Очень часто родитель, изучая методики раннего развития, предлагаемые его малышу задаётся вопросом: «А не рано ли моему ребёнку посещать развивающие занятия?».

Вопрос вполне справедлив: любое учреждение, предоставляющее услуги для столь маленьких клиентов, обязано иметь в наличии материалы, игрушки, перечень занятий, упражнений отвечающие потребностям возрастной группы детей, объявленной в критериях набора. Если учреждение заявляет, что принимает малышей и родителей с 6 месяцев, следовательно здесь должны быть материалы, предназначенные для «лежащих», ползающих малышей. Иначе, родитель, решивший посетить занятие со своим шестимесячным чадом, рискует не реализовать сегодняшних потребностей ребёнка.

 Что касается Монтессори-методики, здесь встаёт вопрос о том, а готов ли родитель посещать эти занятия? Вот типичная реакция родителя при знакомстве с методикой М.Монтессори: «Придём на пробное занятие, да посмотрим…», «знакомые ходят…», «там столько игрушек!..», «моим знакомым не подошла эта система», «что-то слышал (а), вроде здорово!».

Однако хотелось бы, чтобы знакомство родителя с этой системой было далеко не «шапочным», а более тесным и осмысленным. Ведь эффективность работы ребёнка  до 3 лет в рамках системы Монессори, динамика его развития определяется именно позицией родителя или человека его сопровождающего.

Что поможет адаптироваться ребёнку к новой среде, окружению и радоваться новым достижениям вместе с родителями?

  1. Информированность родителя о методике Монтессори, её принципах до прихода в соответствующий центр, а также в ходе его посещения (чтение литературы (желательно первоисточников).
  2. Понимать, что ваша цель на занятиях не научить в прямом смысле этого слова, когда мама идёт на занятия с единственным намерением: «Сейчас я буду учить своего малыша, могу посвятить этому время». Цель взрослого на занятиях - расширить пространство своего ребёнка, дать ему базу для развития, а самому наблюдать за ним, чувствовать его, открывать то, что не замечает за повседневными делами. А это совсем другое, нежели научить – это глубокая работа над собой, которая не для каждого легка, но всегда благодарна.
  3. Готовность родителя менять свою позицию относительно ребёнка и типа взаимоотношения с ним, размышлять над полученными рекомендациями (к примеру, важно увидеть в малыше отдельную от себя личность, имеющую свои индивидуальные и природные потребности: малыш каждое занятие возвращается к бусинкам, а мама тянет его в речевую зону… где уж тут внутренняя мотивация ребёнка.  Только желание мамы, причём не всегда аргументированное).
  4. Знать и использовать правила работы в монтессори-группе; всегда помнить, что именно вы являетесь образцом для подражания при взаимодействии с окружающим миром (ведь как мы научим ребёнка порядку, последовательности и уважению других, если родитель сам забывает убрать используемый материал или очень громко разговаривает, мешая сосредоточиться другим деткам?)
  5. Спокойствие взрослого на занятии (помнить, что именно родитель является резонансной системой и задаёт тон занятию. Если мама сегодня не в настроении, расстроена, взвинчена, то занятие даст лишь негативный поворот, расстройство ребёнка, агрессия родителя, напрасное разочарование в способностях ребёнка).
  6. Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть (если ребёнок часто меняет вид деятельности, что-то разбрасывает, чего-то ещё не умеет - это не должно стать поводом для разочарования и мыслей «а что подумают другие». Это звонок вам: включить изобретательность и предложить что-то более подходящее. Ведь адаптация и динамика развития ребёнка – это всегда дело времени).
  7. Быть уверенным в своём ребёнке, его способностях, помнить о его лучших качествах (часто родители начинают не только делать, но и думать за ребёнка, а проявляется это в прямых указаниях, подсказках и выполнении действий за ребёнка. Помните, что ребёнок получает глубоко усвоенные знания только через собственный опыт и мыслительную деятельность. Поэтому, лучшая позиция – невмешательство до просьбы ребёнка. При этом помощь должна быть дозирована: «по чуть-чуть», дающая толчок к самостоятельному действию ребёнка.).
  8. Видеть даже мельчайшие и разносторонние достижения ребёнка (даже если ребёнок научился складывать в отверстие всё тот же шарик, но этот шарик и отверстие меньшего диаметра – это очередная победа. Ребёнок научился прыгать на заданное большее расстояние– здорово, он лучше контролирует своё тело). Сравнивать только достижения самого ребёнка, а не с достижениями соседа по коврику.
  9. Преемственность правил в монтессори-центре и семье (родителю необходимо быть последовательным в поведении и переносить всё хорошее, чему научился в отношении с ребёнком в семью). Если же родитель старается должным образом относиться к ребёнку на занятиях, а дома «забывает об этом» в силу бытовых обстоятельств, психика ребёнка подвергнется существенному испытанию.
  10. Помните, что для ребёнка занятия – это его текущая жизнь, он полноценно проживает всё то, что с ним происходит на занятии. Поэтому родителю не стоит «играть» в современного, модного родителя, столь рано начавшего развивать ребёнка или в родителя, который считает, что он должен развивать. Просто живите на занятиях вместе с малышом, получайте радость от совместно проведённых минут, а возможно, и позанимайтесь с понравившимся материалом рядом со своим СмышлёнкОМ.