наверх
г. Омск, Ул. Краснопресненская 4А
тел: +7(3812)38-07-46

Общероссийский профессиональный союз

«Ассоциация Монтессори-педагогов России»

 

Курс по подготовке Монтессори-педагогов для детей от 8 мес до 6 лет

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

 

 

 

По работам М.Монтессори на тему:

 

Ошибка…есть ли право на оценку?

Оценка…есть ли право на ошибку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Гудзь К.В. (г. Омск)

 

 

 

 

 

Москва 2010 год  

 

"Кто …не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал".

Добролюбов. (По лирике Анны Ахматовой.)

 

Всё более известным среди родителей и педагогов становится принцип: «оценивай не личность, а действие относительно индивидуальных умений самого ребёнка». Однако, насколько практическое применение этого принципа в современных образовательных учреждениях и семьях в действительности реализуется при столкновении с какими-либо ошибочными действиями ребёнка, можно судить по увеличению частоты внешней и снижению внутренней мотивации  к обучению у современного ребёнка, а также по количеству детей с повышенной тревожностью или высокой агрессивностью в ситуации деятельности по достижению результата.

Ошибка…. небольшое слово, а какие разные чувства и эмоции оно вызывает. Ведь часто это - досада, тревога, неуверенность, страх, ощущение беспомощности, отказ от начатой деятельности и лишь у немногих - активность, азарт, желание разобраться и двигаться вперёд. 

Наблюдение многочисленных жизненных ситуаций, участниками которых являлись другие люди или я сама привело меня к пониманию того, что ошибка и отношение к ней часто определяют вектор движения человека. «Вниз» или «вверх», в «отрицательную либо положительную сторону», легко или напряжённо будет направлено движение человека по жизни, зачастую определяется давними детскими переживаниями при встрече с первой ошибкой. Как правило, запечатлённые переживания связаны именно с первыми годами школьной жизни. Почему? Потому что в этих переживаниях всегда фигурирует штамп–оценка и оценивающий, всезнающий, а значит более умный. Как правило – это взрослый: педагог, родитель.  И вероятно, пока оценка (как символ или словесная похвала взрослых) будет культивироваться и использоваться как базовый мотивирующий фактор в каких-либо достижениях ребёнка, всё чаще взрослые будут удивляться желанию дошколёнка учиться и чаще слышать фразу «Не хочу идти в школу» уже в выпускной группе детского сада.

Связь между характером оценки деятельности ребёнка и созданием типа мотивации к познанию мира, к обучению, а также базовыми личностными образованиями (такими как «Я»-концепция) была наглядно доказана уже так давно, но не учитывается в 21 веке ни в образовании, ни в отношении родителя к своему ребёнку (кроме как отсутствие оценок в начальной школе, да и то сублимированное в другие формы оценки, тоже не так удачные для детской психики, как хотелось бы).

Мои заключения основываются не только на собственных и  литературных примерах. Наглядное их подтверждение я нахожу, к сожалению, слишком часто в повседневной жизни. Самый ближайший пример тому эмоциональное состояние слушателей сегодняшних курсов в ситуации оценки и как результат их деятельности в этом состоянии – сдача (не сдача) зачётов. При всей непредвзятости, корректности, отсутствия оценки личности слушателя со стороны педагога и отчётливом понимании комичности состояния самими слушателями, тот «оцененный когда-то ребёнок» всё равно вылезал наружу. Исходя из обсуждения этой ситуации, понимаешь, что тот оценивающий из детства «стоит» над многими взрослыми до сих пор, несмотря на осознание ими этого.  А, соответственно, до сих пор лишает свободы действия и мысли и что немаловажно самоконтроля в нестандартных ситуациях.

Так, когда при обсуждении мной принципов организации Монтессори-группы с кем-либо, имеющим отношения к педагогике или нет, затрагивался аспект свободы детей, я поняла, что многие понимают свободу как недисциплинированность, непослушание, а то, что ребёнок может делать то, что хочет именно он – как бездеятельность и хаос.  Критерии по которым выстраивается отношение взрослого к ребёнку регулируются рамками «правильно – не правильно» самим взрослым. Понимание свободы именно как свободы личностной, внутренней не приходит на ум взрослым относительно ребёнка. И для меня стало ясно, что признание гуманистического подхода в современном образовании и воспитании, взгляд на ребёнка как на личность, понимание становления личности в раннем дошкольном возрасте на самом деле ещё очень иллюзорно. Особенно сегодня многие родители лелеют надежду видеть своих детей самостоятельными, самодостаточными и успешными и в то же время не дают ребёнку стать «сильным». Всё приобретение опыта, выбор действия ребёнком определяется «сильным» и знающим взрослым (даже то, как построить башню лучше знает мама или папа). «Естественное стремление к познанию длительное время подавлялось прежде энергичным и непосредственным вмешательством взрослых, которые считали, что они могут делать всё лучше, чем дети и подменяли детскую активность своей собственной, а потому подчиняли волю и инициативу детей себе». (М.Монтессори «Ребёнок в семье. Чистый лист»). Каким образом справляться маленькому человечку с этим диссонансом и стать «сильной» личностью без права на ошибку?

Я считаю, что этот вопрос очень актуален, поэтому, из всех проблем, затронутых в монографиях о Монтессори-педагогике, я решила писать эссе именно по теме «ошибки и проверка ошибок», вскрытой в авторском тексте «В основе жизни» (Впитывающий ум).

Свобода и право ребёнка на ошибку не только лаконично обосновываются М.Монтессори, но и являются одними из основных принципов организации её групп. Восприятие свободы и ошибки ребёнка иное, нежели в стандартном образовании – не как причины недисциплинированности и неграмотности, а напротив, как основы самоорганизации и более естественного усвоения информации.   Следствием наличия свободы и права на ошибку у ребёнка является осознание им «собственной ценности» (М.Монтессори «Через ребёнка к новому миру»). Но не нарциссизм (который также часто является следствием деформированного отношения взрослого к ребёнку), а «более широкая форма этого осознания», когда «ребёнок чувствует себя независимым, он уверен в своих действиях и знает, как он должен поступать в данных обстоятельствах» (М.Монтессори «Через ребёнка к новому миру»). При этом на задний план выходит стремление детей к внешней похвале, оценке, награде, интерес же к процессу выходит на первый план. Вот и создание внутренней мотивации познавательной деятельности, которую «ищут» педагоги уже  в начальных классах школы и о которой так много пишут в педагогической психологии.

«Все эти исправления и отметки в тетрадях и обвинения учителя ведут к спаду энергии и заинтересованности….не могут способствовать исправлению, потому что для того, чтобы исправиться, человеку нужно стать лучше, но как может ребёнок, который уже находится ниже уровня и которого мы к тому же ещё больше унижаем, найти для этого силы?» - пишет М.Монтессори (М.Монтессори «В основе жизни»). Мне кажется, этот вопрос будет актуально звучать и для современного образования. Ведь поведение, отклоняющееся от неких норм -   есть отражение вербализованных ожиданий взрослого окружения относительно этого ребёнка. Это подтверждено современными психологами, а М.Монтессори пишет на этот счёт: «Если мы говорим ребёнку, что он чего-то не может, он в состоянии нам возразить: «Зачем Вы это говорите? Я знаю, что я этого не могу». В простом подтверждении фактов не содержится помощи в исправлении».

Следующую цитату М.Монтессори, я полагаю, многие педагоги посчитали бы нереальной для воплощения в стандартном образовании: «всегда должны присутствовать ошибки и …чтобы исправление не приходило извне, но было бы индивидуальным, независимым контролем ошибки, свидетельствующим о правильности или неправильности наших действий» (М.Монтессори «В основе жизни»). Что для меня явилось важным в этой цитате, так это то, что акцент делается именно на оценку действия ребёнка, а не на оценку личности. Повсеместно в образовательных учреждениях это правило нарушается, что, несомненно, оставляет след на формировании личности ребёнка. Пример из жизни позволяет проследить то, какое сильное влияние имеет смещение акцента с деятельности на личность. Человек, имеющий достаточно высокую должность в компании, получив выговор от своего директора, долго не может справиться с волнением и самокритикой. Выход из этой ситуации человек находит в том, чтобы после выхода из кабинета начальника говорить себе: «Стоп. Это критика работы в сложившихся условиях. Это не относится к личности….(ФИО)». Вот таким самотренингом вынужден заниматься человек в зрелом возрасте, так как любая оценка воспринимается им как критика его личности. И замечательно если эффект наступает. Но что делать с такой ношей ребёнку или подростку с незрелой психикой? И это всего лишь та оценка из детства и всегда всё лучше  знающий, а иногда устрашающий оценивающий.

В этом ракурсе интересен также поднимаемый Монтессори вопрос о «степени совершенства» оценивающего. «…Ведь и учителя могут делать ошибки…к несчастью, учительница всегда исходит из того, что её точка зрения правильная, как точка зрения совершенного существа, служащего примером, если же она допустит ошибку, она не сообщит об этом ребёнку» (М.Монтессори «В основе жизни»). Да, сейчас некоторыми педагогами и родителями используется «нарочная ошибка», когда педагог намеренно ошибается в чём-то и отслеживает реакцию детей. Но зачастую это лишь кратковременный игровой элемент, который исполняет лишь узкую роль проверки внимания ребёнка и поддержки его интереса к излагаемой информации, но не более. А ведь «признание нашей общей способности» к ошибке снимает страх перед ней «и сколько тепла пробуждает в сердце ребёнка….. Это также оказывает влияние на отношения между матерью и ребёнком» (М.Монтессори «В основе жизни»). Здесь мне приходит на память ситуация: девочка отбрасывала в сторону папы нелицеприятные реплики. «Научись себя правильно вести…», - уверенно и строго говорит девочке папа, который пять минут назад подначивал дочку, играя в «обзывалки».  Конечно, здесь ошибка родителя несколько иная, но тем не менее, папа не увидел и не признал ошибки в своём поведении, а отругал дочку за зеркальное отражение своих действий.

М.Монтессори не только оставляет за ребёнком право на ошибку, но считает ошибку помощником «на пути к совершенству» и самоорганизации, а я бы добавила к формированию «здоровой» личности (без неврозов, тревожности, комплексов «отличника» и т.д.). Мне глубоко понятна следующая идея необходимости «подружиться с ошибкой» как со стороны ребёнка, так и взрослого, контактирующего с ним. Ведь «в обычной школе не я сам, а учитель обращает моё внимание на ошибки. Как далеко это от ощущения свободы. Если я сам не могу проверить мои ошибки, я должен обратиться к тому, кто, возможно, лучше знает, чем я», «одной из причин формирования нерешительного характера является неспособность проверять свои ошибки без посторонней помощи. Это свидетельствует о чувстве неполноценности, безнадёжности, неуверенности в себе, если мы постоянно вынуждены обращаться к другим за оценкой правильности нашей работы» (М.Монтессори «В основе жизни»). К примеру, доказано, что человек с негативным опытом внешней оценки, в аналогичной ситуации оценки не сможет адекватно выражать мысли, будет путаться в выражениях, а также не сможет сам дать оценку своим действиям или словам. И самое страшное то, что вся наша образовательная система построена на внешней оценке.

Создаётся впечатление, что М.Монтессори описывает современное образование, говоря о том, что оно «стоит на двух ногах: поощрении и наказании» и «исходит из того, что самому ребёнку не достаёт энергии для руководства собой, так что учительница постоянно должна находиться рядом, чтобы указывать ему дорогу». Сама же Монтессори идёт по другому пути и отдаёт роль руководителя над ребёнком самому ребёнку, а точнее его «спонтанной внутренней потребности» (М.Монтессори «В основе жизни»). Что, по моему мнению, будет способствовать формированию внутренней мотивации к познанию мира, более глубокому усвоению полученной информации, осознанию личной ответственности за сделанный выбор, а также самоконтролю и более внимательному отношению к процессу своей деятельности. 

«… Насколько мы вырастаем в своих глазах, если мы делаем ошибки, но бываем в состоянии проверить их самостоятельно». «Способность проверять ошибки» выступает «в качестве внутренней силы, помогающей стать …уверенней в себе. Уверенность в себе…..означает знание своих собственных возможностей и ощущение своих способностей….способность к саморуководству, уверенность, опыт» (М.Монтессори «В основе жизни»). Я думаю - это золотое правило в отношениях с ребёнком, если взрослые хотят видеть в нём самодостаточную, а значит счастливую личность.