Родителям на заметку:
- Никакое осмысленное знание не приобретается человеком под принуждением. Нас можно заставить запомнить какую-то абстрактную информацию, но она быстро забудется. Так и ребёнок получает эти впечатления только в процессе своей собственной деятельности. Взрослый не может сделать это за ребёнка. Именно при взаимодействии со средой человеческий мозг развивается и мы можем оперировать всё более абстрактными понятиями, и они основываются именно на сенсорных впечатлениях от материального мира. Ребёнок не сможет получить эти необходимые ему впечатления, если он сидит на стульчике и просто смотрит и слушает.
- Приучайте ребёнка к порядку. Пусть он сам выберет место для игрушек. Ваша задача – вместе с ним класть вещи и игрушки именно на это место. Помогайте малышу поддерживать порядок на полке, ящике с игрушками или шкафу. Заметьте: от вас требуется именно помогать, а не делать это за ребёнка.
- Как бы раздражены вы ни были, постарайтесь не ругать ребёнка, если он что-то пролил, испачкал или разбил. Обязательно покажите, что своими действиями он причинил неудобство другим, и покажите, как ликвидировать последствия крушения: вытереть лужу, подмести и т.п. ваша задача – не упрекнуть ребёнка, а показать, как исправить оплошность и настоять, чтобы ребёнок исправил её сам.
- Дети ценят последовательность событий, порядок во времени. Смещение графика для них не так страшно, намного тяжелее они воспринимают нарушение ежедневных ритуалов: вот мы встали, умылись, поели, поиграли и т.п. не изменяйте привычный для ребёнка ход событий, чтобы малыш чувствовал себя увереннее.
- Следите, чтобы ваши требования были последовательными. Помните, что ребёнок изучает вас, пытается понять, чего вы от него хотите. И если вы говорите одно, а делаете другое, то в его сознании поселяется хаос. Вскоре он перестанет реагировать на вас и ваши слова, чтобы защититься от стресса. Никогда не обещайте ребёнку того, чего не можете выполнить (и в хорошем и плохом смысле слова)
- В Монтессори среде есть определённые правила. Они обязательны для всех, в том числе и для взрослых. Таким образом воспитывается внутренняя дисциплина, основанная на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе. Ребёнку необходимы правила и ограничения, которые чётко и последовательно вводятся в его жизнь. Однако правила и ограничения должны быть разумные и гибкие, чтобы ребёнок мог принять их.
- «Свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого» - один из ключевых принципов монтессори-педагогики. Поэтому взрослый является носителем этих норм: 2-3 летние малыши знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления, что поиграв, они обязательно должны убрать материалы на полку, вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно заниматься. А если в материале нуждаются сразу два претендента, возникает необходимость договориться об очерёдности или совместной работе. И дети приобретают бесценные навыки общения.
- Настоящее внимательное отношение к другим, понимание закладываются в детстве. Детей учит то, что их окружает. При формировании социальных навыков у ребёнка постепенно развивается представление о других.
- В конце Викторианской эры родители принимали во внимание возможности своих детей, озабоченные тем, чтобы жизнь принесла им счастье. Они гораздо меньше думали о том, чтобы их дети были « не хуже других».
- ….Нельзя судить о том, насколько развит ваш малыш, сравнивая его успехи с успехами соседской девочки или двоюродного брата, когда они находились в таком же возрасте. Сравнивайте его с самим собой: каким стал ваш ребёнок благодаря вашим совместным занятиям и каким бы он был, если бы вы этого не делали. Любите и уважайте малыша, старайтесь узнать, чем он интересуется, каковы его способности, и тогда обучение буде успешным. И ещё: не важно, когда именно ребёнок научился читать, важно, чтобы он научился получать знания.
